У литературы особая миссия

У литературы особая миссия

Указом Президента России В.В.Путина 2015 год объявлен в нашей стране Годом русской литературы.
29 января в Московском художественном театре имени Чехова состоялось его официальное открытие.
О роли, которую играет литература в формировании личности, о её способности развивать эстетические вкусы, творческий потенциал человека наш корреспондент беседует с руководителем районного методического объединения учителей русского языка и литературы педагогом с 25-летним стажем, учителем русского языка и литературы Сергеевской средней школы Н.И.ЛЕТЮШОВОЙ.
− Нина Ивановна, как Вы восприняли известие о том, что 2015 год в нашей стране объявлен Годом литературы?
− Так как я непосред-ственно связана с литературой, меня это очень обрадовало.
Считаю, что это значимое событие для всей страны, для всех нас. Не секрет, что в стране падает грамотность, снижается интерес к классике, родному языку и литературе, слову, чтению книг. Все эти меры и направлены на то, чтобы повысить статус нашей страны как самой читающей в мире, обратить внимание на проблемы, возникающие в связи с падением интереса к родному слову, языку. У нас всегда были люди читающие и нечитающие. Дети, которые интересуются литературой, читают увлечённо. У взрослых же не всегда хватает времени на это. Но если было бы побольше читающих родителей, то и детей читающих было бы больше.
Меня удивляет, когда некоторые дети говорят, что у них дома нет художе-ственной литературы. Слышать это непривычно, так как я не представляю себе дома, в котором нет книг. Ведь если нет книг, значит, и отношение у детей к ним негативное, значит, родители в детстве не читали детям сказок, не старались привить любовь к книге, художественному слову.
− Шесть лет Вы являетесь руководителем районного методобъединения учителей русского языка и литературы. Какие вопросы, проблемы ставите во главу угла, и изменится ли что в работе РМО и школах района в связи с Годом литературы?
− Наша задача – развивать у ребят духовные и нравственные способности, задавать эстетические и культурные ориентиры. Ежегодно у нас в районе проводятся мероприятия, направленные на повышение интереса учащихся к русскому языку и литературе. Это предметные олимпиады, участие в областной пушкинской конференции «Под знаком Пушкина», в мероприятиях, связанных с памятными датами. Так, в прошлом году прошёл районный конкурс чтецов, посвящённый творчеству М.Ю.Лермонтова, – обширное мероприятие, в котором участвовали и педагоги, и школьники.
В этом году на базе института развития образования запланирован конкурс чтецов «Живая классика», посвящённый 100-летию со дня рождения К.Симонова. Мероприятие будет проходить на школьном этапе, районном и областном. Также в 9-11 классах пройдут мероприятия, посвящённые 110-летию со дня рождения М.Шолохова, 120-летию со дня рождения С.Есенина, 185-летию Болдинской осени. Совместно с библиотекой будут организованы Неделя детской и юношеской книги, мероприятия «Моя любимая книга» (секреты летнего чтения). Что-то предложит и НИРО, тем более что 2015-й год богат на юбилейные и памятные даты среди известных поэтов и писателей.
− Есть мнение, что сегодня на изучение литературы в школе отводится меньшее количество часов, нежели это было раньше?
− Да, это действительно так. В 10-х и 11-х классах отведено на литературу по три часа в неделю (когда-то было четыре). По одному часу сократили. Таким образом, время, выделенное на изучение того или иного произведения, сократилось. Очень сложно изучить, к примеру, «Войну и мир» Толстого в 11 классах за отведённые 17 часов. А такие объёмные произведения, как, например, «Доктор Живаго» Пастернака и другие, мы проходим за два часа. Что может отложиться в головах и сердцах учащихся за это время? Конечно, конкретного анализа произведения мы не сделаем, а пройдём его только обзорно.
Что касается ребят средних классов, то там уроков литературы совсем мало: в 5-7 классах по два часа в неделю, в 9 классе – три часа литературы и два русского языка.
В этом году с начала нового учебного года в связи с введением новых федеральных стандартов в 5 классе прибавляется ещё один час литературы, но за счёт русского языка. Не знаю, выход ли это из положения, но прибавлять часы в ущерб другого предмета тоже не дело.
− Как, по Вашему мнению, на изучении литературы и русского языка сказалось введение ЕГЭ?
− Появилась тенденция к ухудшению изучения русского языка и литературы в школах, потому что каждое произведение мы рассматриваем, в первую очередь, не с точки зрения темы, идеи, а с точки зрения написания итогового сочинения. Большинство времени на уроках русского языка и литературы мы тратим на подготовку к ЕГЭ, а в целом предмет от этого страдает.
В декабре прошлого года впервые ребята писали сочинение, готовиться к которому начали с сентября. Здесь тоже возникли свои нюансы. Сочинение даётся по литературе 20 века, а изучать произведения этого периода выпускники начинают только в 11 классе. Поэтому, когда писали сочинение, многие произведения военной тематики или о весне ещё не были изучены, и выпускникам пришлось изучать их самостоятельно.
А в целом, я считаю правильным, что ввели сочинение обязательным пунктом в ЕГЭ по русскому языку.
− Практика показывает, что немногие из наших выпускников при сдаче ЕГЭ выбирают литературу в качестве предмета по выбору. По Вашему мнению, с чем это связано?
− Действительно, за последние годы литературу сдавали у нас всего несколько человек. Дети выбирают прежде всего те предметы, которые им будут нужны при поступлении в вуз. А филологическое направление сегодня считается как бы не престижным, к сожалению. Сказывается и то, что программа по литературе очень сложная – много авторов, произведений. Поэтому многие и отказываются от неё в пользу других предметов. Кроме этого, нужно ещё иметь тягу к литературе, много читать.
На одной из августовских учительских конференций нам было прямо высказано от зам.министра образования области Родионовой, что в нашем пушкинском крае никто не сдаёт литературу на ЕГЭ. Думается, что с введением сочинения интерес к литературе повысится, а значит, появятся и ребята, которые будут сдавать её в качестве предмета по выбору.
− Как мы уже отмечали, современные дети стали меньше читать. По Вашим наблюдениям, что в основном они читают?
− В первую очередь, читают произведения школьной программы. Я не приветствую краткое содержание произведения, которое они могут найти в Интернете, и это не оцениваю. Свои уроки строю так, чтобы узнать, прочитал ли ученик произведение полностью. Это выяснить нетрудно: какие-то детали, вопросы, и всё сразу становится ясно. Читают дети с удовольствием «Войну и мир», «Тихий Дон».
Среди дополнительной литературы читают в основном фантастику, книги о Гарри Поттере. Иногда ребята обращаются ко мне с просьбой принести ту или иную книгу. К примеру, спрашивали М.Рида, отдельные томы Гарри Поттера. Как привить любовь к книге? Мы в школе делаем всё от нас зависящее. Здесь большую роль должен сыграть пример родителей, их отношение к книге. Совместные усилия могли бы сыграть только положительную роль.
− Успеваете ли Вы сами что-то читать в свободное время, и кто Ваш любимый писатель, поэт?
− С удовольствием читаю новинки литературы, в частности, произведения, опубликованные в журнале «Литература в школе». Читаю сама и ребят знакомлю. Кроме того, я всегда перечитываю произведения, которые изучаем в школе. Очень люблю «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Войну и мир» Толстого и другие. Из поэтов люблю С.Есенина, А.Ахматову, М.Цветаеву.
− Способна ли литература в наших современных условиях влиять на формирование эстетического вкуса детей?
− Конечно. Что касается нас, учителей, то очень много зависит в этом плане от личности педагога. Как мы преподнесём материал, так он и отложится в душах и сердцах ребят.
Дети, читая произведения, сопереживают героям. Но есть авторы, произведения которых трудны для детей: Салтыков-Щедрин, Платонов. Но опять же, я повторюсь, всё зависит от учителя – насколько эмоционально и грамотно он будет преподносить материал. Нужно ещё увидеть тех ребят, которым это действительно интересно. Не секрет, что есть и те, которые никогда не будут читать, но их меньше.
Главное в работе педагога – работать с живым текстом, доносить до ребят авторскую речь, его переживания, учить пониманию слова. У меня есть надежда, что интерес к литературе не уменьшится, он будет развиваться, и мы вновь обретём статус самой читающей страны в мире, как это было когда-то, и эстетический вкус у детей будет развиваться.
− Что Вы ожидаете от Года литературы как руководитель методобъединения, педагог?
− Хотелось бы, чтобы на правительственном уровне было обращено более пристальное внимание на то, что дети безграмотно пишут, плохо говорят, не знают отечественную литературу. Чтобы улучшить положение дел, нам нужна государственная поддержка, нужно ввести дополнительные часы по литературе. Мы потеряли час изучения, а за год это составляет 34 часа. Может быть, стоит на уровне министерства пересмотреть в целом школьную программу, которая перенасыщена. По крайней мере, мы, педагоги, ждём изменений и, дай бог, чтобы они были в лучшую сторону. Платные факультеты, вузы, тестовая система, – от всего этого страдает качество образования, ведёт к безграмотности в стране. Многое в этом плане упущено, и потребуются годы, чтобы всё это восстановить.
Но мы, русские, оптимисты и всегда выживали за счёт силы духа, надежды и веры в будущее. Хочется надеяться и верить, что Год литературы поможет объединить неравнодушных творческих людей страны для того, чтобы возродить духовные и нравственные ценности, повысить национальное самосознание.

Добавить комментарий