Село Пикшень

Село Пикшень

Село Пикшень Большеболдинского района

Сегодня село называется с. Пикшень Б-Болдинского района Нижегородской области
На Эрзянском, Пекшня веле состоящий из двух улиц Верепе и Алопе и Куншка тарка -«центр села» ,»Вере»- верх, «Ало»- низ, «пе»- начало и конец, «кшня» — железо. Удивляйтесь Пекшняньсетне!

Село располагается вдоль реки Эча, однако в эрзянском языке такого слова нет.

Согласно списку «НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ» НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ

По сведениям 1859 года изданного Центральным статистическим комитетом Министерства Внутренних дел. САНКТПЕТЕРБУРГ. 1863г.

Значится село Пикшень, при речке Эле, 53 версты от Лукоянова.

122 двора, 516 мужчин, 595 женщин, дети и старики не учитывались. Церкви нет.

Таким образом можно совершенно уверенно говорить о эрзянском названии речки Элелей.

Сравните другие названия рядом с селом Селелей, Салялей, Элелей и Веле (село) на эрзянском, очень близко и даже логично.
Карта середины 19 века.

Достаточно интересным остается вопрос о названии части села или даже отдельного села, «Осиновка», имеющим русское название и не сохранившим эрзянское. Что является очень странным, так как в округе все названия местностей эрзянские, следовательно, совершенно не логично давать названия местности словом, отсутствующим в употреблении. Таким образом, происхождение названий «Пикшень» и «Осиновка» происходит не от названий когда то растущих деревьев на этой местности, следовательно, жители села эрзяне, не являются «Липовой Мордвой», как любят говорить журналисты, двусмысленно.

Жители Пикшени и Осиновки, есть настоящие представители народа Эрзя. Никому не секрет что названия сел и рек изменяли под воздействием русского языка так у «ПиКШЕНя» появилась буква «И» вместо «Е», логично так же предположить что и в русском слове «Осиновка» изменили одну или две буквы в эрзянском слове и получили русское. Смею уверить в эрзянском языке, есть слова близкие по звучанию к русскому «Осиновка», установив это слово,эрзянская земля обретет свое настоящее название.

Прошлое села Пикшени уходит вглубь веков, может и тысячелетий. Свет об этом могут пролить археологические раскопки в «окрестности села». Информацию о прошлом своего народа должен знать каждый культурный человек. Не зная культуры предков человек, не сможет обрести «фундамент», основу, на которой будет формироваться, и крепнуть судьба последующих поколений.
Эрзянский народ тысячелетия развивался на своей собственной самобытной этнической культуре. Случилось так, что забыты истоки своего происхождения, разорвана связь с прошлым, стоит ли забывать прошлое навечно?
Если такое случится, то это обернется трагедией для всего народа. Пока жив эрзянский язык, важнейший носитель информации, жива культура предков, но которая может погибнуть при полном безразличии к прошлому, необходимо осознать происходящее с эрзянским народом , вспомнить и изучать культуру своих предков.
И тогда у уничтоженного христианством кладбища (в 1800 -х гг. ) наших пра-прадедов, при въезде в село не окажется КРЕСТ, знак ,который был им чужд. Крест у могил тех, кто небыли христианами, что это?

К этой теме мы еще вернемся, а пока познакомтесь с статьей о Пикшени.

П.Любаев. Кортледе эрзякс
Юбилей школы
«Чилисема» в Н.Новгороде
«Крестомания»
День эрзянского языка Пекшня велесе www.finugor.ru/
История Пикшени, начало 20 века.

Гордость села!

Ямушев Григорий Яковлевич

Стихи

Седейс пштик

Переезд в село Пекшня (Пикшень). Учительница и ученики

Из «Записок» моего отца: «10 сентября 1907 года новая учительница Шилова Анастасия Иосифовна приезжает в село Пикшень для работы в церковно-приходской школе.»

В тех селениях, где имелись церкви и при них священники, заведующими церковно-приходскими школами считались священники. В селе Пикшень заведующим считался мой отец. Поэтому в первый же день приезда на работу новая учительница пришла к нам предъявить документы о назначении на работу и познакомиться. Как вспоминает Настя, да припоминаю и я, новая учительница пришла к нам под вечер, когда вся семья была в столовой. Пили вечерний чай. Семья наша тогда состояла из пяти человек: отец, мать, я — 16-ти летний старший сын, дочь Клеопатра 10-ти лет и сын Борис 7-ми лет. Второй сын Александр 13-ти лет учился в Починках в духовном училище и уже уехал туда.
дом священника в с.Пикшень
Велень Куншка таркасо

Отец просмотрел документы учительницы и сказал, чтобы она немедленно начинала занятия с учениками. Познакомил ее с бытом и нуждами населения и представил ей ее учеников — дочь Клену, ученицу 3-го класса и поступающего в школу сына Бориса. В заключении, отец пожелал новой учительнице успехов в работе, а также сказал, что школа и квартира учительницы отапливаются церковными дровами, а обслуживание школы (уборка, топка печей, мытье полов) будут производить церковные сторожа, как было и раньше.

Новую знакомую пригласили пить чай, от чего она не отказалась. В общем, мы ее приняли приветливо, и от первого знакомства у нас в семье осталась хорошее впечатление. Анастасия Иосифовна проработала учительницей в Пикшенской школе 16 лет.»

Знакомство моих будущих родителей произошло в один из самых трудных периодов в жизни моего отца. В мае 1907 года он, 16-ти летний подросток, был исключен из второго класса Нижегородской духовной семинарии — среднего учебного заведения, готовящего священников. Таков был традиционный путь детей священнослужителей. Они должны были наследовать «занятие» отца и для этого получить образование в духовной семинарии.

Время начала обучения Николая в семинарии пришлось на 1905-1906-е годы. Семинаристы не стояли в стороне от революционных событий. Начали с того, что собрали нелегальный съезд представителей духовных семинарий страны и потребовали изменений в порядке обучения. При обыске у Николая нашли протоколы этого съезда. Он был арестован за хранение нелегальной литературы, так как съезд не был разрешен правительством. Затем его исключили из семинарии, причем исключили с «волчьим билетом» (так тогда говорили). Это означало, что он лишался права дальнейшего обучения в любом среднем учебном заведении страны. Пришлось возвратиться к родителям в село Пикшень.

Село это находится на юге Нижегородской губернии. Население эрзя . Народ трудолюбивый и дружный. Занимаются земледелием. В центре села находится площадь, на которой в то время стояла деревянная церковь с каменной оградой и два здания церковно-приходских школ. В конце 19 века в селе было две таких школы — мужская и женская, каждая с трехлетним сроком обучения. Мужская школа помещалась в каменной сторожке. Учеников во всех трех классах было человек сорок. Женская школа помещалась в новом здании, специально выстроенном для нее.

Через дорогу от школы, на этой же площади, находился дом для священника, в котором жил Михаил Александрович Подольский с женой Екатериной Ивановной (девичья фамилия Архангельская) и четырьмя детьми. Дом их был деревянный, большой, с террасой, на которой летом обедали и пили вечерний чай. При доме был большой сад с яблонями, вишнями, терновником, сливами и другими ягодными культурами, а также пасека и баня. В доме этом родители моего отца прожили с 1899г. по 1930г.

В это село мама приехала осенью 1907 года 18-летней девушкой, чтобы обучать крестьянских детей этого глухого уголка. Мало радостей было в жизни у Насти. Сиротское детство с мачехой. В школьные годы жизнь у чужих людей. С семнадцати лет самостоятельная жизнь и работа в глухом эрзянском селе.

Мама вспоминала, что когда она начала работать, у нее была только одна смена белья и одно платье. Когда хозяйка пригласила ее помыться в бане, ей нечего было сменить. Пришлось одеть одно платье, а белье тотчас постирать, да так, чтобы хозяйка не увидела и не рассказала людям о бедности новой учительницы.

В Пикшени было лучше с жильем. Она жила в квартире при школе. Понравилась ей и семья священника, который считался заведующим церковно-приходской школой, т.е. ее начальником. Ученики были почти все мордовские дети, но обучение велось на русском языке. Пришлось и маме выучить эрзянский язык.

Она стремилась обучать детей так, чтобы им было и понятно и интересно. Отдавала ученикам свои знания и свои лучшие чувства — доброжелательность, внимание, заботу, сочувствие к бедным и обездоленным.А. бедняков среди ее учеников было немало. В легкой одежонке и дырявой обуви прибегали они в школу даже в зимние морозы, и мама отогревала их в своей комнате у печки и горячим чаем и своей добротой.

Учительница Анастасия Иосифовна Шилова среди своих выпускников, окончивших три класса Пикшенской церковно-приходской школы.

Привлекательная молодая девушка, хорошо причесанная, в легкой белой кофточке среди деревенских мальчиков-учеников. Большинство их стрижены «под горшок». При такой стрижке на голову действительно надевали глиняный горшок и стригли волосы по его окружности. Получалась самая простая народная прическа. Одеты по-разному. Сидящий впереди на земле мальчик с пытливыми глазами — в черной рубашке, брюки заправлены в сапоги. За ним расположился ученик, на ногах которого лапти с белыми портянками. Ими обертывали ноги вместо носок. Несколько человек в зипунах — кафтанах из грубой ткани. Двое в овчинных (т.е. из меха овцы) полушубках без воротников. Может быть, в отцовские за неимением другой одежды. Почему-то на фотографии только мальчики, хотя в церковно-приходских школах было совместное обучение мальчиков и девочек.

Анастасия Иосифовна сидит в окружении учеников мальчиков. На ней красивая темная блузка с большим белым воротником. Пышные волосы заплетены в косу, уложенную вокруг головы. У мальчиков приятные умные лица. Смотрят с любопытством. Одеты в рубашки-косоворотки, подпоясанные веревочками или узкими ремешками. У одного ремень широкий, видимо, отцовский. Большинство острижены «под горшок». Рядом с учительницей стоит девочка. Это Маруся, ее младшая сестра по отцу. С четырех лет она живет у старшей сестры, потому что ее мать (мачеха Анастасии Иосифовны) умерла

Кроме школьных предметов Анастасия учила девочек домоводству — готовить пищу, шить, вязать, вышивать, читала им вслух книги. И ученики отвечали ей привязанностью и любовью. Через много лет, когда мы жили в Лукоянове, помню, как заезжали к нам бородатые мужики — бывшие мамины ученики. Много добрых воспоминаний осталось у них о времени обучения в школе и о своей учительнице.

Связь эта не прерывалась почти до конца жизни мамы. Последний раз мама была в Пикшени в 1963г. — ездила на машине вместе с папой, Марией Викторовной, Левой и Наташей. Посмотрела свою школу. Здание сохранилось. Зашла к своей ученице Насте ( по эрзянски Наста). Встретилась с другими своими учениками. Все они с удовольствием вспоминали свои школьные годы и говорили, что мама так хорошо их учила, что они до сих пор все помнят. А, вот, нынешние ученики, их дети и внуки, почему-то очень быстро забывают то, чему их учат в школе. Последний раз мама виделась с Настой в 1972 году, когда та приезжала на похороны папы.

Внешне мама выглядела очень миловидной девушкой с вьющимися волосами и добрыми карими глазами. Она была общительная, веселая, хорошая рассказчица, любила и понимала юмор и сама шутила. Много читала, была прекрасной рукодельницей. Ежегодно подписывалась на журналы «Нива», «Живописное обозрение», «Вестник Европы», «Вестник знаний». Приложением к этим журналам были собрания сочинений русских классиков. Таким образом у нее собралась хорошая библиотека. После отъезда мамы с папой из Пикшени эта библиотека осталась у дедушки. В 1930 году она была конфискована вместе с другими его вещами.

У мамы был хороший слух и голос альт (меццо-сопрано). Она играла на гитаре и балалайке. Когда я подросла, то начала подпевать маме. Мы с ней пели на два голоса. Особенно мне запомнилось, как мама пела романс «По синим волнам океана» на слова Лермонтова.

Работая в Пикшени мама получала жалование сначала 7 рублей в месяц, а потом 10 рублей. Жила очень экономно. Помощи от семьи не было. А,когда в 1908 году умерла ее мачеха (вторая жена ее отца Иосифа Федоровича) и он женился в третий раз, то мама, помня свое сиротское детство с мачехой, взяла к себе младшую сестру Марусю, которой не было еще четырех лет. Семен и Анна, более старшие, остались с отцом и мачехой. Это была суровая и недобрая женщина. Анна рассказывала мне, как мачеха вместо прогулки оставляла ее дома и задавала большую работу по вязанию чулок или носок. А если потом находила в работе хотя бы небольшой дефект, распускала все связанное и заставляла перевязывать с самого начала. Много слез пролила Анюта. Через несколько лет мачеха умерла от рака. Детей у нее не было. Когда она была тяжело больна, моя мама приезжала и ухаживала за ней. Иосиф Федорович опять овдовел. Пережив трех жен, он больше не женился. Вскоре в 1916 году в возрасте 60 лет он умер.

Глава 5. Анастасия и Николай

После исключения из семинарии Николай возвратился домой в село Пикшень. Занимался домашними делами, помогал родителям по хозяйству. Вместе с отцом освоил пчеловодство. Проводил метеорологические наблюдения. Много читал, в том числе журнал «Вестник», рассчитанный на сельских учителей.

Из «Автобиографических записок» Николая:

«К нам иногда заходила учительница А.И. Шилова вместе со своей младшей сестрой Марусей, мать которой умерла, оставив трех сирот. Марусе тогда было четыре года. Анастасия Иосифовна взяла Марусю к себе и привезла ее в Пикшень. С приездом девочки они стали чаще бывать у нас, т.к. Маруся обычно играла с моим младшим братом Борисом (он был на три года старше ее).

Взрослые в это время читали газеты и журналы, разговаривали, обменивались мнением по поводу различных событий. Летом 1908 года у меня окончательно созрела мысль о том, чтобы осенью сдать экзамен на звание учителя начальных училищ. В сентябре месяце, когда начались занятия в школе, я попросил у Анастасии Иосифовны разрешения присутствовать на ее уроках в школе. Таким образом я практически ознакомился с преподаванием.

В октябре месяце мы с отцом поехали в город Лукоянов, где я успешно выдержал экзамены, и получил звание учителя народных училищ. Вскоре пришлось применить полученные знания на практике. Несколько месяцев я проработал домашним учителем в семье И.Я. Петерса, владельца хутора в Лукояновском уезде. Занимался с тремя его детьми. Занятия шли успешно, но были прекращены из-за разногласий с женой Петерса, вздорной женщиной.

Зимой 1908-1909 г. я возвратился в Пикшень. Попрежнему 1-2 раза в неделю к нам заходила Анастасия Иосифовна. Мы начали тогда играть в карты в преферанс. Научили и ее. Отец разбирался в этой игре лучше всех нас, мама играла слабее отца, а я плоховато. Тем не менее, играли вчетвером и так коротали зимние вечера. Игра хотя и шла на деньги, но по такой «маленькой», что проигрыш и выигрыш за вечер не превышал в среднем 15-20 коп.

После зимних каникул в январе 1909 г. я по вечерам стал заходить в школу к Анастасии Иосифовне. Мы вместе читали журнал «Вестник знания» и начали изучать международный язык эсперанто. Мне эго было легко, т.к. я изучал греческий, латинский и французский языки, а большинство слов языка эсперанто имели корни слов, заимствованных из этих языков. Анастасии Иосифовне было труднее, т.к. она иностранные языки не изучала. Но у нее тоже дело шло успешно.

Как-то во время бесед я высказал мысль, что ей было бы неплохо повысить свою учительскую квалификацию, для чего заняться подготовкой к сдаче экзамена за четыре класса женской гимназии. Это свидетельство давало право преподавания в начальной школе. При этом я предложил свою помощь в изучении русского языка и арифметики. Анастасия Иосифовна одобрила мою мысль, и мы начали занятия. Занимались 1-2 раза в неделю до летних каникул и далее в новом учебном году по вечерам в квартире Анастасии Иосифовны».

Николай упорно стремился получить законченное среднее образование, чтобы потом учиться в высшем учебном заведении. Он узнал о частном реальном училище Ильинского в Нижнем Новгороде, куда принимали всех желающих, в том числе и исключенных из казенных (т.е. государственных) учебных заведений.

Осенью 1909 года он поступает в пятый класс этого училища (всего там было шесть классов).

Из «Автобиографических записок» Николая: «После окончания учебного года в училище Ильинского, я приехал домой в Пикшень на летние каникулы и получил письмо от Анастасии Иосифовны (она уезжала к отцу на хутор Батмас). Она писала, что весной ездила в Арзамас,там выдержала экзамены за четвертый класс женской гимназии и получила соответствующее удостоверение. Приятно было получить такое известие т. к. мысль о сдаче такого экзамена подал ей я и так же принимал участие, хотя и небольшое, в подготовке к экзаменам. Так завязалась наша дружба. В 1910 — 1911 годы мы обменялись фотокарточками.»

Эти карточки сохранились. На фотографии Николая надпись: «В знак дружбы», 28 апреля 1911г. На фотографии Анастасии написано: «Дарю в память нашей дружбы». 1910

Анастасия в темном платье с большим количеством складок и узкой полоской белого кружева, выпущенного у верха воротника -стойки. Так и подобает строгой учительнице. Но глаза выдают ее доброту. На шее цепочка, на которой обычно висят небольшие часики. У Анастасии их не было. Отсутствие удачно скрыто размером фотографии. Николай — красивый молодой человек в хорошем костюме и белой рубашке с высоким воротником. Носит пенсне со шнурком. Взгляд задумчивый, но твердый.

Летом 1909 года Николай и Анастасия начали обмениваться письмами. Эта переписка не прекращалась до 1920 года, когда они поженились В 1911 году Николай заканчивает частное реальное училище, затем экстерном за два года сдает экзамены за седьмой класс государственного реального училища. Можно поступать в институт, но в семье нет средств, так как одновременно учатся еще два брата и сестра Николая. Год он работает домашним учителем. За это время они заканчивают учебные заведения и начинают работать. Путь к высшему образованию открыт.

Жертвы политических репрессий

БОГДАНОВ Борис Кузьмич, 1906 г.р., Эрзя сын Богданова К.А., с женой Варварой Кузьминишной, 1906 г.р., и детьми: Еленой, 1927 г.р., Григорием, 1929 г.р., в марте 1930 депортирован из с. Пикшень Большеболдинского р-на Мордовии в Усть-Кару Читинской обл. В 1932 отправлен с семьей через Красноярск на прииск Викторовский Северо-Енисейского р-на. Работал плотником в хозцехе прииска. Освободились после войны. Григорий погиб в 1931 в ссылке.

БОГДАНОВ Кузьма Артемьевич, 1886 г.р., эрзя с детьми: Афанасием, 1919 г.р., Яковом, 1908 г.р., Матреной, 1912 г.р., в марте 1930 депортирован из с. Пикшень Большеболдинского р-на Мордовии в Усть-Кару Читинской обл. В 1932 отправлен с детьми через Красноярск на прииск Викторовский Северо-Енисейского р-на. Освободились после войны. Афанасий с сентября 1941 был в трудармии в Красноярске на Красмашзаводе. Яков в 1942 мобилизован, погиб на фронте.
Сообщение Елены Борисовны Богдановой

Меньшойкин Матвей Федорович

Родился в 1897 г., Нижегородская обл., с. Пикшень; б/п; крестьянин. Проживал: Нижегородская обл., с. Пикшень.
Приговорен: тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 10 января 1931 г., обв.: по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к 6 месяцам заключения в ИТЛ Реабилитирован 11 июля 1989 г.

Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Меньшойкина Матрена Павловна

Родилась в 1881 г., Нижегородская обл., с. Пикшень; б/п; колхозница. Проживала: Нижегородская обл., с. Пикшень.
Приговорена: тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 10 ноября 1931 г., обв.: по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к высылке в Северный Край Реабилитирована 11 июля 1989 г.

Источник: Книга памяти Республики Мордовия

СВЯТКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, 1876 г. р., уроженец и житель с. Пикшень Нижегородской области, б/п, крестьянин, женат, осужден 29.04.32 Тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю по ст. 58-10 УК РСФСР, направлен на спецпоселение, реабилитирован 17.08.89.

СВЯТКИН ФЕДОР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ, 1879 г. р., уроженец с. Раевка Нижегородской области, житель с. Пикшень, б/п, крестьянин, имел семью из 6 человек, осужден 10.01.31 Тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 5 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, реабилитирован 11.07.89.

СИНЯЕВА ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА, 1896 г. р., уроженка и жительница с. Пикшень Нижегородской области, б/п, крестьянка-единоличница, вдова, осуждена 08.10.36 Особым Совещанием при НКВД СССР по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР, над ней установлен гласный надзор по месту жительства на 1 год, реабилитирована 03.02.93.

Туршатов Федор Максимович Дополн. имя Дата рождения 1904 г. Место рождения Большеболдинский р-н, с. Пикшень Национальность эрзя Образование Партийность Место работы десятник в столярно-плотническом цеху завода»Красное Сормово» Место жительства г. Н. Новгорода Предыдущая репрессия Дата ареста Мера пресечения Дата осуждения, репрессии Осудивший, репрессировавший орган Особое совещание Статья 58-10 Приговор, административное решение к 3 г. концлагеря Расстрел Место расстрела Дата расстрела Следующая репрессия Дата реабилитации Реаб. орган Основание реабилитации Источник информации Книга памяти Нижегородской обл. Дело 8685

Туршатова Наталья Семеновна эрзя

Родилась в 1911 г. Проживала: Мордовия, Большеигнатовский р-н, с.Пикшень.
Реабилитирована 21 ноября 1995 г.

Источник: МВД Республики Мордовия

Эрзюков Антон Андреевич

Родился в 1882 г. Проживал: Мордовия, Большеигнатовский р-н, с.Пикшень.
Реабилитирован 23 февраля 1998 г.

Источник: МВД Республики Мордовия

Эрзюков Пантелеймон Васильевич

Родился в 1911 г. Проживал: Мордовия, Большеигнатовский р-н, с.Пикшень.
Реабилитирован 15 августа 1997 г.

Источник: МВД Республики Мордовия

Эрзюкова Матрена Андреевна

Родилась в 1888 г., Нижегородская обл., с. Пикшень; крестьянка-единоличница. Проживала: Нижегородская обл., с. Пикшень.
Приговорена: Особое совещание при НКВД СССР 3 октября 1936 г., обв.: по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР.
Приговор: к 3 годам лишения свободы Реабилитирована 3 февраля 1993 г.

Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Ямушев Петр Иванович

Родился в 1890 г. Проживал: Мордовия, Большеигнатовский р-н, с.Пикшень.
Реабилитирован 14 июля 1997 г.

Источник: МВД Республики Мордовия

Ямушев Сергей Сергеевич

Родился в 1900 г. Проживал: Мордовия, Большеигнатовский р-н, с.Пикшень.
Реабилитирован 3 июня 1997 г.

Источник: МВД Республики Мордовия

Ямушев Федот Ильич

Родился в 1888 г. Проживал: Мордовия, Большеигнатовский р-н, с.Пикшень.
Реабилитирован 11 января 2002 г.

Источник: МВД Республики Мордовия

Ямушева Ксения Макаровна

Родилась в 1895 г., Самарская обл., Шенталинский р-н, д. Борисовка;
Приговорена: в 1931 г., обв.: на основании Постановления ВЦИК и СНК СССР от 1.02.30 г..
Реабилитирована по Закону от 18 октября 1991 г.

Источник: Книга памяти Самарской обл.

Добавить комментарий