Страстная неделя (неделя перед Пасхой)

С каждым днем Страстной недели связаны приметы и обычаи. Страсная неделя начинается за неделю перед Пасхой.

Великий понедельник.С понедельника начинается и продолжается все дни до субботы подготовка к Пасхе. Страшной (страстной) понедельник на двор идет — всю дорогу вербой метет.С Великого понедельника до Великого дня (Пасхи) целая неделя, по горло бабам дела.С апостольских времен верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. В первые три дня Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

Великий вторник. В этот день полагается делать «соченое молоко».Рано утром, до зари, сметали в закромах конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступах и разводили водой. «Соченым молоком» поили домашнюю скотину от всяких болезней.Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмица удерживается еще общий покаянный характер. В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном Суде, о десяти девах и о талантах.

Великая среда.В этот день натаявшую со снега воду солили прошлогодней «четверговой» солью и обливали ей всю скотину на дворе — предохраняет двор от всякого «напуска» на целый год.

Великий четверг.В народной среде он еще назывался «чистым». Большое значение придавалось в этот день омовению. Воду брали утром рано, до восхода солнца. Набрав воды, женщины сначала обливались сами, затем обливались муж и взрослые дети. В некоторых областях умывались в этот день «с серебра»: в воду клали серебряный предмет (кольцо, монету и др.) или опускали в колодец серебряную монету, перед тем как брать оттуда воду. Делалось это для того, чтобы жить богато.На чистый четверг приходилась основная работа по подготовке к Пасхе. В этот день убирали, мыли и чистили избы. «Если в чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет». Закончив с убранством избы, приступали к стряпне, готовили блюда к пасхальному столу, красили яйца.

К четвергу приурочивали и забой скота, предназначенного для праздника и заготовки впрок.В этот день воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события: совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. В воспоминание событий этого дня на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. В Великий Четверг Святейшим Патриархам на Литургии совершается освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий Понедельник и сопровождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

Страстная пятница.В этот день обычно более состоятельные соседи угощают своих близких и знакомых, которым это не по карману, праздничной сдобой, молоком, яйцами, творогом.

Великая суббота.Красильная суббота, красили яйца. Ночь Великой субботы на Руси всегда становилась чудесным, величественным зрелищем. Во всех городах и селах люди шли в церковь на пасхальную всенощную. У иконостаса ставили приготовленные для освещения куличи, яйца и другую пасхальную снедь. На пасхальной всенощной верующие, просвещенные торжеством праздника, обнимают друг друга, затем при троекратном лобызании приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и ответным: «Воистину Воскресе!», обмениваясь при этом крашеными яйцами. Затем идут домой разговляться.

До крестной смерти Господа Иисуса Христа все Души умерших людей, и праведников и грешников, по смерти их нисходили в ад. Правда, души праведных не терпели там той бедственной участи, какой подвергались души людей грешных: однако же и праведники не имели сил вырваться в светлое небо, к престолу Божию… Но вот на землю пришел Христос Спаситель. Он пострадал и умер на Кресте. Его Пречистое Тело еще оставалось во гробе, в саду Иосифа Аримафейского, а дух Его был уже во аде. «Проникнув во ад , говорит св. Кассиан, — Христос сиянием Своей славы рассеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медные врата, сокрушил железныее реи и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собой на Небеса».

Related Post

Добавить комментарий