От духовности – к невежеству?

Нельзя не заметить, что за последнее десятилетие чтение перестало быть непременным атрибутом образа жизни
россиянина. Сегодня особенно видна опасность регрессивного движения науки от духовности и образованности
к невежеству и мракобесию. Проблема чтения обсуждается на самых разных уровнях. Чем привлечь ребёнка, молодёжь к книге? Что сделать, чтобы досуговое чтение стало потребностью каждого? Имеется ли у нас литература,
способствующая духовному формированию личности. Есть ли основания для беспокойства по поводу
уменьшения числа читающих у нас в районе?
На эти и многие другие вопросы, связанные с данной проблемой, мы попытаемся ответить. В данной статье хотелось также рассказать о наиболее интересных формах и приёмах работы библиотекарей по пропаганде книги и поддержке читателя.
Ежегодно библиотеки района проводят опросы, пытаясь выяснить пристрастия наших читателей,
степень удовлетворения ресурсами библиотеки, качеством оказываемых услуг. Ниже мы приводим
результаты этого опроса.

О чём говорят цифры

Опираясь на данные централизованной библиотечной системы, можно утверждать, что самой читаемой является категория людей в возрасте от 30 до 50 лет. Причём, более активны представительницы прекрасного пола.

Если в 1991 году число читателей в районе составляло 11384 человека (в том числе по сельским библиотекам – 6819 человек), то в 2011 г. – всего 9 тысяч. Самое большое поступление книг за последние 20 лет было в 1990 году – 13378 экземпляров, а самое маленькое – в 2000 году – 1800. Сейчас заметен рост, в 2011 году получено литературы 3250 экземпляров.

Что читают старшеклассники?

Совместно с библиотекой редакция газеты провела опрос среди группы учащихся 11 класса Б.-Болдинской средней школы. Ребятам было задано всего несколько вопросов: «Любите ли вы книгу?», «Какое последнее произведение прочитали?», «Любимый автор», «Что значит книга в жизни человека и способна ли она заменить компьютер?».

Из 17 опрошенных на первый вопрос «Любите ли вы читать?» положительно ответили 9 человек. Остальные ответы были примерно такие: «Не очень», «Не особо», «Бывает иногда», «Когда как». Некоторые сказали прямо: «Нет». Один мальчик переспросил: «Полностью или как?» И ответил: «Нет, полностью давно не читал».

Среди последних прочитанных книг многие назвали те, что идут по школьной программе: «Мёртвые души» Гоголя, «Война и мир» Толстого, «Разгром» Фадеева, «Тихий Дон» Шолохова. Хотя нашлись и такие ребята, которые прочитали недавно «Трудно быть Богом» братьев Стругацких, «Азазель» и «Коронация» Б.Акунина, романы Т.Трониной, «Энциклопедию по истории о великих историках России» и др.

Самым любимым автором оказался А.С.Пушкин, его назвали 5 человек. Двое назвали М.Цветаеву, двое – А.Ахматову. В числе любимых также С.Есенин, Ф.Достоевский, Н.Гоголь, Стругацкие, Т.Тронина, Л.Уоллис. Интереснее всех ответил один старшеклассник, назвавший любимым автором создателя одного из сайтов в Интернете П.Дурова.

На вопрос «Что значит книга в жизни человека?» некоторые ответили, что это полезное времяпровождение, увлечение, отдых. Большинство склонялось к тому, что всё-таки книга – это источник знаний, она развивает фантазию, актуальна и всегда нужна, что читать нужно хотя бы иногда, чтобы быть грамотнее, что никакой компьютер не заменит книгу, к тому же он вредит здоровью.

Но были и категоричные утверждения, что компьютер – это высокие технологии, мы живём в век компьютера, и если использовать его в образовательных целях, то он всегда сможет заменить книгу.

Related Post

Добавить комментарий