Образование в районе:

состояние, проблемы, перспективы

Из доклада начальника управления образования Н.И.Шорина

На 1 сентября 2012 года сеть общего образования составляет девять учреждений.
Важным элементом обеспечения доступности и качества образовательных услуг остаётся совершенствование
инфраструктуры образовательной сети. В течение прошедшего учебного года она претерпела некоторые изменения. Наряду с процессами оптимизации сети образовательных учреждений в районе предприняты необходимые
меры по обеспечению финансирования малокомплектных школ, значительно удалённых от базовых. Так, в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области основная школа п.Большевик и Сумароковская основная школа вошли в перечень общеобразовательных учреждений, финансирование которых
осуществляется на основе обоснованных затрат. По итогам предварительного согласования в перечень общеобразовательных учреждений, норматив финансирования
которых в 2013 году должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся, вошли Черновская средняя, Новослободская,
Сумароковская основные общеобразовательные школы и школа п.Большевик.
Доступность качественных образовательных услуг, конкурентная среда заключаются не только в равенстве текущих условий деятельности образовательных учреждений, но и в выравнивании стартовых и, прежде всего, материально-
технических.
В рамках проекта модернизации закуплены два автобуса. Таким образом, в 2012 году парк школьных автобусов, соответствующих требованиям, предъявляемым при организации перевозок детей, составит девять единиц.
Во всех общеобразовательных учреждениях района разработаны и утверждены основные образовательные
программы начального общего образования.
С 1 сентября 2012 года в рамках перехода на федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования в 1-х и 2-х классах всех общеобразовательных учреждений
обучение будет организовано в соответствии с требованиями этих стандартов. Все школы укомплектованы
учебной литературой; 100% учителей, работающих в 1-х, 2-х классах, прошли соответствующую
курсовую подготовку.
В 2012 году предстоит продолжить разработку образовательных программ общего образования.
Ведущим условием обеспечения качественных изменений в деятельности образовательной системы является педагогический и административный персонал. В районе накоплен значительный опыт индивидуализированных, дистанционных, каскадных форм повышения квалификации педагогов.
В 2012 году в различных формах повышения квалификации приняло участие 53% (126 человек)
от общего состава учителей, из них 32% – по электронным образовательным ресурсам.
В современных условиях понятие качества образования неразрывно связано с информационными системами и технологическими условиями организации образовательного процесса. Стратегия формирования системы открытого (доступного) образования предполагает активное внедрение в образовательный процесс информационно-
компьютерных, телекоммуникационных технологий, включая технологии дистанционного
обучения. В 2011-2012 годах на развитие информационно-образовательной среды учреждений образования, на приобретение компьютерного оборудования направлено 5 167,8 тыс. рублей, в т.ч. интерактивных аппаратно-программных комплексов – на 1 488,2 тыс. рублей. Это позволило достичь следующих показателей (данные в таблице):
Пока только 44% ОУ имеют пропускную способность более 500 Кбит/сек. 56% школ обеспечены
доступом к сети Интернет со скоростью доступа не ниже 128 Кбит/с. С появлением в районе оптико-волоконных линий появляется реальная возможность существенно повысить пропускную способность каналов подключения.
Все общеобразовательные учреждения имеют сайты в сети Интернет, но продолжается работа по их содержательному наполнению в соответствии с положениями концепции качества образовательных услуг в Нижегородской области.
Активно внедряется в процесс образования свободное программное обеспечение, разработанное в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Все школы района используют СПО.
В рамках проекта модернизации за 2011-2012 гг. приобретено учебно-наглядных пособий, оборудования
на 3 547,96 тыс. рублей, в т.ч. учебных кабинетов – на 2 414,46 тыс. рублей. Проведённая работа значительно расширила возможности дидактического насыщения образовательного процесса, организации практической работы обучающихся.
Развитие учебно-материальной базы учреждений отражается в образовательных достижениях обучающихся, о чём свидетель-ствует динамика результатов ЕГЭ. Средний балл итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ в 2012 году имеет положительную динамику по большинству учебных предметов по сравнению с 2011 и 2010 годами.
В 2011 году количество участников олимпиадного движения на муниципальном этапе составило порядка 20% (180 человек) от общего числа обучающихся.
Наряду с современными информационными технологиями важную роль в информационном обеспечении образовательного процесса имеют школьные библиотеки,наличие в них учебной, научной,
методической литературы в печатном и цифровом форматах. В рамках реализации проекта модернизации было осуществлено пополнение библиотечных ресурсов школ на 3 762 единицы стоимостью 1300,44 тыс. рублей. На обновление фондов школьных библиотек в 2012 году направлено 2 367,7 тыс. рублей.
В рамках реализации проекта модернизации общего среднего образования образовательными учреждениями приобретено спортивного инвентаря на сумму 854,9 тыс. рублей, в 8 из 9 образовательных
учреждений введён третий час урока «Физическая культура».
Для оснащения учебных помещений лабораторным и учебно-производственным оборудованием
выделено 1014,3 тыс. рублей, в том числе за счет федеральных средств – 185,8 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета – 828,5 тыс. рублей.
На развитие инфраструктуры здоровьесбережения направлено за счет средств федерального бюджета 834,5 тыс. рублей, в том числе на приобретение спортивного инвентаря – 250,0 тыс. рублей; оборудования для медицинских кабинетов – 100,0 тыс. рублей; оборудования для школьных столовых – 484,5 тыс. рублей.
В 1-м полугодии 2012 года, пусть и не без проблем, удалось сохранить достигнутый в ноябре 2011 года уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений. В IV квартале 2012 года средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений Большеболдинского муниципального района составит не менее 17721.
В целях повышения престижа профессии «учитель», повышения авторитета молодых специалистов,
работающих в учреждениях образования, с 2006 года на территории района реализуются областные целевые программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования,
здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области на 2006-2020 годы» и «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы».
В настоящее время 11 молодым специалистам учреждений образования предоставлены меры социальной поддержки в форме социальных выплат на погашение кредитов и процентов по ним на приобретение или строительство жилья и приобретение транспортных средств. При этом участник Программы берет на себя обязательство отработать в учреждениях образования не менее десяти лет.
10 участникам Программы предоставлены вновь построенные индивидуальные жилые дома, одному молодому специалисту – квартира.
11 участникам Программы также предоставлены автомобили.
Отбор участников Программы осуществляется комиссией при администрации района в соответ-ствии с перспективной потребностью в специалистах определенных профессий и с учетом развития учреждений района.
Преимущественным правом на включение в число участников Программы пользуются молодые специалисты, закончившие обучение по целевой контрактной подготовке.
Решая текущие проблемы, необходимо рассматривать развитие образования района и в долгосрочной перспективе. К концу текущего десятилетия образовательное пространство Большеболдинского муниципального района должно приобрести открытый характер на основе системы учёта внешних запросов, конкурсных процедур, открытых источников информации о деятельности системы, программно-целевых и проектных методов управления, нормативно-правового закрепления равенства всех субъектов образовательной деятельности на получение бюджетного финансирования, единой системы оценки качества, публичных рейтингов результативности достижений. Автоматизация процессов управления, сбора и обработки информации потребует серьезной работы по переподготовке специалистов управления и создания кадрового резерва.

Добавить комментарий