Из истории села Пермеёва

Пермеево
Уважаемая редакция! Очень интересно узнавать со страниц газеты о знаменитых земляках.
Но не менее познавательна история сёл района.
Так, жителям Пермеёва всегда было интересно знать, откуда взялось наше село и в каком году появилось.
Эти исторические факты пытались выяснить учителя бывшей Пермеёвской школы, многие другие сельчане, в том числе и я. П.В.Ашутов и И.В.Горбунов побывали в областном архиве, но ничего не нашли. Им посоветовали обратиться в архив г.Ленинграда. В те годы там жили наши земляки В.Н. и А.Н. Жданкины, но никакой информации о Пермеёве в архиве найти им не удалось. Также я спрашивал о возникновении села старожилов М.Х.Жданкину и А.П.Ашутова, но не знали и они.
Однажды в автобусе я случайно встретил директора Пикшенского музея эрзянской культуры и быта В.Н.Любаева. Зашёл разговор о наших сёлах, и у него оказалась книга «Алатырская мордва по переписи 1624-1721 годов» автора А.Гераклитова. Издал её научно-исследовательский институт Мордовской культуры при ЦИК Мордовской АССР в г.Саранске.
Привожу дословно, что записано в книге: «Пункт № 111. Пермеёво на реке Азанке, Сулеменского беляка. Мордва Верхопьянская (1624 г.). Старая Пермеёва на реке Азанке, Низсурского стана (1671 и 1696 г.). Пермеёва (1719). По СНМ (3224) деревня Пермеёво при реке Озанке, бывшего Лукояновского уезда, в 48 км от Лукоянова. Судя по книге бортных ухожаев, где Пермеёво называется Чамзинской выставкой, нужно думать, что она образована выселенцами из Старой Чамзинки, бывшего Ардатовского уезда.
Земельные угодия: в 1614 г. считалось 40 четвертин пашни в живущем; в 1624 – 1626 гг. пашни пахотной 135 четвертин, по перелогу 150 четвертин; дикого поля 250 четвертин, сена 20 десятин». По-видимому, из-за владенья землёю в это время были какие-то недоразумения.
5 мая 1623 г. некто И.Тонков по поручению Алатырского воеводы приехал в Пермеёву, чтобы отмежевать у них, «на государя» лишнюю землю. «И то пермеёвская мордва… со многими людьми, выехав в поле…примерные (т.е. лишние) земли не сказали и на землю не пустили».
В это время мордва д.Пермеёва бортничала в Издеварском ухожае по вершинам Пицы и в Писялеевском в Муромском лесу в тогдашнем Арзамасском уезде: а межи в той вотчине они не знают, потому что та вотчина у них далече. В 1671 г. за деревней показан Иреневский ухожай. Хлебный оклад 1624 г.-1626 г. – 13 юфтей: в 1671 г. с 3 ¾ выти платили мёдом 3 ½ п., хлебом 26 ¼ юф. И 9 р. 2 ал 3 ¾ ден. Четыре пустых двора, положенные в 1 воть, платили мёдом 1 п.17 фун. Хлеба и 7 юр.2 руб 13 алт. 3 ¼ ден.».
«Пункт № 112. Пермеёва, Верхалаторского стана 1671 г. по СНМ (3276) с.Пермеёво при речке Ревучке бывшего Лукояновского уезда в 79 км от Лукоянова. «Пермеёвские выходцы», т.е. выселенцы из д.Старой Пермеёвой, почему-то не упоминается в числе мордовских селений старого Алатырского уезда после 1671 г.»
Как-то приезжал один представитель из Лукояновского района под фамилией Бодякшин и говорил, что его род ведёт начало из нашей деревни. Может, помнят его работники Дома культуры, он давал деньги на покупку музыкальных инструментов в наш и Пикшенский Дома культуры.
Далее о селе. Пермеёву нужна была церковь. Вот что говорится об этом в книге М.Храмова «Край, где бывал Пушкин»: «Пермеёвская церковь относилась ко второму Благочинному округу Лукояновского уезда Нижегородской епархии. Храм был деревянным, двухпрестольным. Построен он был в 1885 г. В том же году храм был освящён во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Церковный приход был небольшим. Прихожан насчитывалось 378 мужчин, 353 женщин. Штат церковного причта состоял из священника и псаломщика. За церковью числилось 36 десятин земли.
Первым священнослужителем был М.В.Неведомский, а псаломщиком А.Ф.Горанский. Через полтора десятилетия число прихожан увеличилось, их насчитывалось более тысячи. В то время при церкви имелась церковно-приходская школа. Законодателем в ней был местный священник иерей Василий Матвеевич Ремизов, священствовавший в том приходе с 1892 г. Псаломщиком Пермеёвской церкви в ту пору служил В.А.Сперанский, а церковной старостой – А.А.Даняев».
Во время репрессий церковь разрушили. Сбросили колокола, растащили имущество, иконы и утварь. Осталось одно помещение. В 50-е годы разобрали и помещение. В 55-х годах на этом месте решили построить клуб. В стройке я тоже принимал участие: пилил лес в Дубровском лесу, грузил и возил брёвна на машине с прицепом. Потом заливал фундамент. Клуб стал действующим. Показывали кино. Сначала крутили бабины вручную, потом поставили двигатель. Электричества ещё у нас не было. Его провели в 1962 году.
Позднее построили Дом культуры, и клуб остался пустым. Однажды приходит ко мне сосед и говорит, что полы в клубе растаскивают. Пошли посмотреть – и правда. У меня душа разболелась, пошёл в сельсовет. Председателем был Иван Александрович Четвертаков. Тогда и пришла идея организовать в помещении церковь. Мария Платоновна Надёжкина согласилась стать старостой. Вскоре И.А.Четвертаков нашёл штукатуров. Внутри сделали ремонт, церковь начала действовать. Привезли из Ичалок священника отца Александра. Он был энергичным. Помню, на крещение прорубили прорубь, народу собралось много. Приезжали из Б.-Болдина, т.к. там церкви ещё не было.
Церковь в бывшем клубе действует и по сей день.
Немного об организации коллективного хозяйства. Первыми вошли в колхоз Андрей Петрович Ашутов, Максим Григорьевич Надёжкин, Иван Миныч Щербаков, Пётр Вирясов, Кузьма Захарович Надёжкин, которого и выбрали председателем хозяйства. Эти данные я узнал от старожилов села Андрея Петровича Ашутова и Марии Харитоновны Жданкиной.
Хочется, чтобы об истории села и деревни знали наши дети и внуки, правнуки.
С уважением, Александр Фёдорович ЖДАНКИН, бывший агроном колхоза
«Власть Советов», ветеран труда. с.Пермеёво

Related Post