Если ребёнок не говорит

С каждым годом всё больше отмечается детей с задержкой речевого развития.
Как правило, это результат проблем, которые были у мамы во время беременности, родов либо сразу после них. Также причиной задержки речевого развития может быть социальный фактор, когда родители мало уделяют времени разговорам с ребёнком, не читают книги, не ведут беседы, не поют песни, то есть не стимулируют появление речи. Но бывает и наоборот, когда «сверхзаботливые» родители всё готовы делать за своего ребёнка сами: даже говорить.
Если к двум годам ваш ребёнок почти не говорит, не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки – это тревожные сигналы, которые должны насторожить родителей и подтолкнуть к развитию речевой деятельности ребёнка. Для стимуляции речевой деятельности детей можно использовать следующие приёмы:
1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, чувствуете. Говорить нужно медленно, короткими простыми предложениями: «Вот чашка. В чашке молоко».
2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребёнка, как бы подсказывая малышу слова, выражающие его опыт.
3. Провокация. Взрослый временно становится «глухим» и «непонятливым». Если малыш просит игрушку просто жестом, дайте, но не ту. Конечно, ребёнок будет возмущён, но ему придётся активизировать
свои речевые возможности.
4. Распространение. Продолжайте и дополняйте всё высказанное малышом. Он говорит: «Суп», а вы продолжаете: «Суп очень вкусный». Это учит ребёнка заканчивать свою мысль.
5. Приговоры. Используйте игровые песенки, стихи, потешки в совместной деятельности с ребёнком.
6. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей ребёнок не находит слов и выражает
их через рисование, лепку, конструирование. Старайтесь обговаривать каждую работу, сочинять о ней сказку, подбирать короткий стишок.
7. Развитие мелкой моторики пальцев. Речь напрямую связана с движением пальцев. Развитые пальцы – развитая речь. Тренировать их можно с 6 месяцев, используя массаж, сгибание-разгибание пальчиков. В более старшем возрасте позвольте ребёнку разминать пластилин, рвать бумагу, рисовать
мелом, гуашью, перебирать крупу, собирать мозаику и т.д.
Родители! Проводите больше времени с ребёнком, читайте книги, рассказывайте стихи, пойте песни. Просто беседуйте с малышом, добавляя каждый день несколько новых слов в его словарь. Чем раньше вы обратите внимание на речь ребёнка, чем раньше окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Добавить комментарий