Была такая деревня Девичьи Горы

Здесь, у подножия «круглой» горы, на правом берегу реки Чеки, было село с поэтическим названием Девичьи Горы
Здесь, у подножия «круглой» горы, на правом берегу реки Чеки,
было село с поэтическим названием Девичьи Горы

В состав Большебодинского района в настоящее время входят 56 населённых пунктов,
десять из которых пустующие – не имеют населения, осталось только одно название (Девичьи Горы,
Летяев, Малиновка, Новороссийск-2, Логиновка, Александровка, Ивановка, Новопушкино, Павловка,
Адашево) – это 18%(!) от общего числа населённых пунктов.
Мой рассказ о селе Девичьи Горы, которое, попав в число «неперспективных», навсегда исчезло с лица земли.
От него остались лишь два пруда да остатки домов с заросшими садами.

Легенды

Говорят, что селение это получило свое название несколько столетий тому назад, во времена знаменитого похода Ивана Грозного на Казань. Об этом бытует целый ряд легенд, наиболее значительная из них – «Девичья Гора», напечатанная в еженедельной газете с картинками «Воскресный досуг», №7, С.-Петербург, 1863г.
Легенда рассказывает, что в Нижегородской губернии, в Лукояновском уезде, между реками Алатырь и Пьяна, есть высокая, круглая, как холм, гора, и наверху её стоит деревянная церковь; гора эта называется Девичью Горою, и название это дано ей триста с лишним лет тому назад.
Собрал Иван Грозный большое войско и двинулся на Казань. Дорог тогда не было. Шёл царь дебрями, через леса и болота. Пройдя муромские леса, увидел он на отлогой равнине высокую круглую гору, где решил «стать на роздых». На самой вершине горы разбил свой царский шатёр. Только успел царь заснуть, как услышал женский крик. Выйдя из шатра, он увидел, как стражники тащат молодую девушку-красавицу. На вопрос, кто она, откуда и как попала в лагерь, девушка ответила: «Позволь, государь, слово молвить. Меня Господь послал благословить тебя на сокрушение врагов, что сёла и храмы христианские разоряют. Ты покоришь царство Казанское».
Девушка рассказала царю, что родом она из ближайшего селения, что венчалась она с женихом своим в церкви Божией, в то время налетели татары, сожгли дотла селение, сожгли и церковь Божию, жениха её убили, и что после этого она посвятила себя Богу. Царь, выслушав девушку, одарил её и
Была такая деревня
Девичьи Горыприказал проводить, чтобы никто не мог причинить ей зла.
Покорив Казань, на возвратном пути царь опять увидел ту круглую гору, где был «его роздых». Вспомнил ту девушку, предсказавшую ему победу. Царь приказал отыскать «вещую девушку», но найти её нигде не смогли. Тогда государь повелел на вершине горы, где стоял его шатёр, где услышал он счастливое предсказание, построить церковь, а место назвал Девичьей Горою. Дал он той церкви грамоту, которою приписал к ней участок земли.
Другая легенда гласит, что в ту пору, когда царь вел свое войско против татарского ханства (1552 г.), на месте теперешнего села стояла маленькая мордовская деревенька. И вот жители ее, узнав о походе Ивана Грозного, ополчились против московского царя, устроили заговор и решили убить его.
Одна девушка-мордовка услышала про недобрый замысел своих односельчан, села на коня и помчалась в стан Ивана Грозного. Она сообщила царю о том, что собираются сделать жители ее селения. Иван Грозный выслушал рассказ девушки, горячо поблагодарил ее за вести и наградил дорогими подарками. Но когда девушка вернулась в свою деревню, злые люди убили ее.
Весть об убийстве девушки дошла до царя, и он велел похоронить ее с великими почестями, как славного воина. А после похорон Иван Грозный приказал насыпать на могиле девушки-спасительницы высокий холм. Для этого каждый воин должен был принести к могиле по шапке земли.
Много воинов было тогда у московского царя, и все они свято выполнили приказ своего полководца. И вырос на могиле девушки высоченный холм.
По воле Грозного в деревеньке у подножья холма было оставлено несколько воинов, а само селение с того давнего времени стало именоваться Девичьими Горами.
Существует и ещё одна версия этой легенды, которая говорит, что во время долгой стоянки Грозного на этом месте умерла и тут же схоронена какая-то боярышня, сопровождавшая будто бы царя во время похода, о которой царь долго горевал и над ее могилой велел построить церковь. О покушении же возмутившейся мордвы ничего не говорится.
Легенда есть легенда, так всё было или не так, это никому не известно. Но совершенно точно следующее: за войском Грозного двигался огромный обоз с готовыми срубами небольших церквей-часовен. Они были заготовлены задолго до похода в Муроме. И эти церкви Грозный ставил по пути похода. Одна из церквей стояла и на вершине этого кургана. Вокруг нее образовалось кладбище, которое есть до сих пор.

Факты

Исторических документов, подтверждающих время основания села Девичьи Горы, пока не обнаружено. Упоминание о нём встречается в «Арзамасских поместных актах», № 211.- 1606: − Отдельные книги поместий Григория Иванова… Девичьих Гор поп Андрон… (Арзамасские поместные акты. 1578 – 1618. М., 1915, с.294).
Девичьи Горы в прошлом было селом «казённым», населённым государственными крестьянами, которые составляли сословие, образованное из бывших черносошных крестьян. Жили они на казённых землях, повинности несли в пользу государства, поэтому селения с такими крестьянами назывались государственными или казёнными.
Селение это было небольшое. По списку населённых мест Нижегородской губернии за 1859 год Девичьи Горы входили в состав Сергачского уезда, в селе числилось лишь 13 дворов, в которых проживало 45 мужчин и 49 женщин.
Не стало село многонаселённым и в двадцатом столетии. В 1911 году там было 30 дворов. По списку населённых мест Нижегородской губернии Лукояновского уезда за 1924 год в Девичьих Горах значилось 48 дворов, в которых проживало 266 человек. Позже село вошло в состав Большеболдинского района (1929 год), дважды передавали его в Гагинский район: в 1930 году (возвращено в ноябре 1957 года) и в декабре 1957 года (возвращено в январе 1965 года).

Церковь

Приходская церковь в Девичьих Горах, построенная в 1850 году в честь Обновления храма Воскресения Христова, была двухпрестольной. Церковь стояла не в самом селе, а несколько в стороне за селом, на том месте, где находилась древняя деревянная церковь, поставленная будто бы царём Иваном Грозным во время его похода на Казань в 1552 году.
В 1888 году церковный причт состоял из одного священника (Н.А.Райковский) и одного псаломщика (П.И.Покровский). В церковный приход, кроме Девичьих Гор, входили деревни Веренка, Сумароково, Чертас, Головачёвка и Стяжкино, насчитывалось 1049 прихожан (мужчин – 492, женщин – 557). Церковный причт содержался за счёт земли, которой у церкви было 82 десятины.
По Адрес-календарю Нижегородской епархии на 1904 год в Девичьих Горах значится всё та же деревянная церковь, по-строенная в 1850 году. Прихожан насчитывалось 1197 (мужчин – 566, женщин – 631). В церковный приход входили всё те же пять деревень. Обязанности священнослужителя исполнял иерей И.Е.Подольский, 67-ми лет, псаломщика – П.И.Покровский, 58-ми лет. Церковным старостой был И.К.Загребалов.
Крестьянство Нижегородской губернии, как и других губерний Поволжья, охотно откликалось на воззвания Е.И.Пугачева, возглавившего народное движение и выдававшего себя за императора Петра Третьего. Подогреваемые словами манифеста, крестьяне громили помещичьи имения. Повстанческие отряды, отделившись от главного войска Пугачева, развернули активные действия на территории Алатырской, Арзамасской и Нижегородской провинций. В донесениях властей сообщалось, что отряды из пугачевцев и местных крестьян летом 1774 года «заполонили Нижегородскую губернию». Широкой волной охватило пугачевское движение и болдинскую землю. 16 селений были охвачены им, в их числе Девичьи Горы. Наиболее активное участие в пугачевском движении приняли крестьяне селений Черновского, Апраксина, Большого Болдина, Кистенева, Ахматова, Дубровки, Девичьих Гор. Крестьяне Болдинской округи боролись в отряде Суходольского и в других. Отряд под предводительством Марка Петрова разгромил усадьбу помещика Трескина в Алатырской провинции. В своей челобитной помещик называет в составе отряда Петрова фамилии крестьян из селений Девичьи Горы и Сумароково.
В августе 1774 года пугачев-ское движение в Болдинском крае было подавлено, но расправы продолжались еще долго, так как не сразу удалось выловить разбежавшихся крестьян. Задержанных доставляли в провинциальную канцелярию и заключали в тюрьму. Довольно крупный повстанческий отряд действовал в начале сентября 1774 года на Суре. Командир карательного отряда майор Голуб сообщал в Арзамасскую провинциальную канцелярию, что в результате схватки с этим отрядом было убито 75 участников восстания, 56 взято в плен. В том сообщении назывались имена крестьян-повстанцев из Девичьих Гор – Артемия Афанасьева, Михаила Семенова и Алексея Никифорова.

В годы Советской власти

Деревня в первые годы Совет-ской власти жила плохо. В домах не было электричества. Освещением служили керосиновые лампы и древесная лучина. Больше трудились вручную: косили сено, хлеба, вязали снопы, ухаживали за скотом. Лошадь была незаменимым помощником в работе.
В начале 30-х годов во время коллективизации в Девичьих Горах была образована сельхозартель имени Кирова. В начале 40-х годов, вероятно, велась разработка торфяников. В конце 40-х – начале 50-х годов началось укрупнение колхозов района, и в 1951 году колхоз имени Кирова вместе с соседними сельхозартелями влился в колхоз имени Октябрьской революции. Сил стало больше, объединённый колхоз стал мощнее. Центральной усадьбой был Чертас. Уроженкой Девичьих Гор является известный в районе человек, кавалер ордена Ленина А.А.Одинокова, 32 года проработавшая дояркой.
К 1976 году в селе остался только лишь 21 житель, по состоянию на 1989 год – 18 жителей, 1996 год – 11 жителей, а в 2002 году осталось только 2 человека.
Последний житель К.Н.Одино-ков (1929 г.р.) умер 09.05.2002 г. В 2003 году деревня перестала существовать.
Из выступления на I районных краеведческих чтениях

Последние дома умершей деревни
Последние дома умершей деревни

Добавить комментарий